Я не нашёл ответа, хочу написать
Итак, сегодня воскресенье. Выходной.
Вы — глава представительства международной компании — расслабляетесь в кругу семьи. Вдруг вибрирует телефон. На связи ваш зам: нарисовалась проблемка. Неприятная и неотложная.
Вопрос можно решить, если созвониться с филиалом в Мюнхене. Вы набираете номер. Хотите поблагодарить коллегу:
Какая у этой фразы концовка?
Если вы подумали “on Sunday”, то ой. Это ошибка!
А как правильно? Давайте разберёмся. Вот как выглядит типичная неделя:
Ладно-ладно, пошутил. Вы ведь и сами отлично помните названия дней недели. Не хуже, чем имена знаменитой четвёрки мушкетёров — Д’Артаньяна, Атоса, Арамиса и Портоса.
Трезвые люди не путают понедельник со вторником. Это две разные сущности. Сначала идёт Monday, а затем — Tuesday. А как иначе-то?! Ошибиться невозможно даже на уровне чувств — уж не знаю каким органом, но эту упорядоченность мы ощущаем.
Правда, лишь до тех пор, пока думаем именно о неделе! До тех пор, пока представляем себе семь дней, вытянутые в линию.
Стоит нам выйти за пределы недели, как определённость куда-то испаряется. Вспомните типичный месячный календарь. Сколько на одном листе воскресений?
Минимум четыре. Бывает, что и пять — смотря с какого дня месяц начался.
Допустим, 20-го января, в субботу, вы хотите договориться с другом о встрече 28-го (в следующее воскресенье). Согласитесь, недостаточно сказать “Давай встретимся в воскресенье!” Придётся уточнить, что в следующее, а не в ближайшее. А ещё лучше — назвать число.
Почему? Потому что когда у нас перед внутренним взором несколько “похожих” дней (с одним и тем же названием), их легко перепутать.
Воскресенье 28-го — лишь одно из четырёх в этом январе!
Ключевое слово — “одно из”. А теперь вспоминайте — как по-английски сказать не просто “один” (one), а именно “один из”?
Подсказка: исторически это слово действительно писалось ONE (да и сейчас ещё иногда проскакивает в этой ипостаси), но затем от частого употребления стёрлось до… AN, а потом и до A.
Поэтому, когда вы имеете в виду не “это воскресенье” (внутри этой недели), а “воскресенье как таковое” (одно из многих), в английском эта идея передаётся так:
Другой пример. Какая из этих двух фраз ближе к жизни?
В первом случае вы познакомились с будущей женой в среду (на этой неделе). Сегодня воскресенье, а вы уже женаты. Ловко!
Конечно, такое развитие событий не то чтобы невозможно, но… обычно ухаживания занимают больше времени.
Зато вторая ситуация похожа на правду: познакомились-то вы в среду (одну из многих). А вот когда вы поженились, об этом история умалчивает.
Вот ещё из жЫзненного. Петербуржцы поймут:
Продолжим тему дней недели на странице этой Витаминки. Там нас ждёт историческое расследование! И пусть маленькая, но всё же тайна.
***
Семидневную неделю применяли ещё в Древнем Вавилоне, опираясь на лунный цикл. Идея семидневки “пошла в народ”, даже не так — в народы! Многие её подхватили.
На будущий “европейский” календарь больше всего повлияли древние греки и римляне. Сначала греки додумались назвать дни недели в честь самых заметных небесных тел: солнца, луны и пяти (известных на тот момент) планет.
Планеты, в свою очередь, посвящались основным греческим божествам (Аресу, Гермесу, Зевсу, Афродите и Кроносу).
Когда римляне отбирали у греков “эстафетную палочку” культурного доминирования, они подошли к грабежу основательно. Забрали всё ценное, включая пантеон богов. А что такого? Гвоздями не приколочено — значит, ничьё.
Чтобы соблюсти приличия, божествам выдали новые паспорта:
(Заодно и отмыли от прежних грехов. На новом месте жительства Сатурн отвечал за посевы, земледелие, виноделие, изобилие и вообще “хорошую жизнь”).
Планеты тоже переназвали. Как потом выяснилось — надолго. В астрономии римское влияние ещё никто не оспорил.
Зато на идеологическом фронте Рим пал под натиском северных “культуртрегеров”. Германские варвары честно стибрили всё, до чего смогли дотянуться, включая пантеон.
Божествам тут же раздали новые ID с именами, понятными победителям.
Кстати, луне тоже подыскали понятные нордическим завоевателям корни. Была luna, стала mona. Прилагательное, что интересно, оставили прежнее (лунный = lunar).
Ну а потом германские племена англы, саксы и юты, как мы помним, вторглись на остров, в будущем известный как Англия. И притащили все эти названия с собой.
Вот так английские названия и вошли в современный обиход:
С днём любви вышла неувязочка. Поначалу им рулила Frigg (богиня любви в браке, она же супруга Одина), и лишь затем на её место пришла Фрейя, одна из валькирий.
Нетрудно заметить, что Frigg созвучно со словом “фригидность”, зато имя Фреи подозрительно похоже на староанглийское прилагательное frēo (свободный, free).
Совпадение? Не думаю (с).
Что касается “дня Сатурна”, в родственных английскому скандинавских языках (датском, шведском, норвежском) суббота получила иное название — “банный день” (lördag).
Ну а в славянских языках — после распространения христианства — её обозначили как “день отдыха” (см. “шаббат” в Библии).
До этого днём отдыха считалось воскресенье (исконное название — “неделя”, в значении “ничего не делать”). Оно до сих пор сохранилось во всех славянских языках, кроме русского.
(TLDR; = многа букаф, ниасилил)
У англофонов неделя начинается со дня солнца. Ведь солнце — главный ориентир на небосводе. That’s only logical!
Славяне до распространения христианства, видимо, тоже считали этот день первым. Именно поэтому среда (“середина недели”) стоит там, где стоит. Три дня до неё, три дня после.
P.S. Среди читателей Витаминок наверняка есть знатоки истории и мифологии. Я надеюсь, кто-то из них даст менее шутливую трактовку происхождения дней недели. Хотя бы Saturday.
Интересно же, чем так хорош Сатурн, что германцы оставили его день в неприкосновенности?
***
Stay sharp, guys, and take care!
Yuri Zhdanov
Your friendly English expert
yuri@puzzle-english.com
Только вот корни слова "шаббат" - это иудаизм. На иврите "шаббат" - суббота. Все таки сначала был Ветхий Завет. А потом уже Новый.
Почему германцы его "не тронули", а непосредственно позаимствовали - не знаю.
Но связка Хронос-Сатурн = не является чистой калькой.
Хронос в Греции - божество еще хтоничекой мифологии, он очень близок к Хаосу, он по сути из него "вырос" как фиксация, персонализация для цикличности порождающего и разрушающего начал во все-включающем Хаосе. Хронос как бы надстройка над Хаосом, и в этом смысле он его "выше".
В Риме хтоническому Хроносу (времени) соответствует римкий Янус, когда-то тоже весьма могущественный Бог, смотрящий в прошлое и настоящее, он же начало и конец всего, он же бог входов и выходов и т.д. Т.е. Янус отвечал не только за время, но и за целостность пространства. Триумфальные арки - изначально - открытые храмы Януса, маркирующие внутреннее и внешнее пространство (города, империи, и пр).
Вероятно, ко времени установления параллелей с греческой мифологией, сама римская была уже в фазе классической, и поэтому вместо Януса привязала к Хроносу Сатурна. Но Сатурна уже вполне благого - отвечающего и за урожай, и за круговорот всего растущего в природе (как Хронос - рождавшего и убивавшего).
Почему Сатурн оказался неприкасаемым у германцев - вопрос. Я тоже не знаю у них Бога цикличности развития, хотя именно цикличная концепция времени была основой их сх и жизненного календаря. (у нас-славян ведь тоже фигура бога Рода - весьма дискуссионна, то ли его ученые соорудили пост-фактум, то ли это был потенциальный Всевышний Бог, если бы дали мифологи созреть и пройти через все этапы своего развития). М.б., у них, как и славян, было еще множество мелких богов, а вслед за римлянами пошла генерализация,укрупнение функций у богов, что отвечало развитию культуры германцев? И каким-то богами легко нашлись уже "созревшие" кандидатуры, а вот по поводу этого генерального Бога - созревшей кандидатуры не было? + Показательно, что в итоге остались Боги силы, власти, социальных функций, а "прикладные" Боги, даже связанные с сх - постепенно уходили. Т.е. от многобожия - ко все более иерархической структуре - и в итоге к монотеизму (?).
This is joke. Very useful and interesting information.
Как ловко Отец и Сын поменялись местами!!! :)
2. Средние века начались после падения Рима в 476 году.
3. Еврейские диаспоры появились не после переселения из Восточной Европы. После римской санации Иудеи общины выходцев из этих краев появляются на Юге Европы (Марсель и т.д.).
4. Основной вектор применения римлянами военной силы в II в до н.э. был направлен не на германские племена, а на Северную Африку (Карфаген) и кельтов (тер. совр. Франции и Британских о-вов).
Так что евреи здесь ни при чем.
А сын и отец не менялись местами. Просто нордические общества добрались до стадии военной демократии. У славян то же самое: поклонялись Волосу (Велесу), но главный богом пантеона возле княжеского дворца киевского князя Владимира был Перун (пантеон был на месте Десятинной церкви, а требы Волосу - на Подоле).
Гермес - это сын Зевса и Майи согласно греческих сказаний. Тор - сын Одина и Ёрд согласно Эддам. Поскольку Гермес стал Одином, а Зевс - Тором, то выходит, что Тор собственный внук :)